Приветствую Вас Гость!
Пятница, 22.11.2024, 19:24
Главная | Мой профиль | Выход | RSS
 

Интересно

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

смотрим

Поиск

Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 24 » Щука
22:38
Щука

ЩУКА

 

 Среди речных хищников одной из самых кровожад­ных слывет щука. Рыба эта настолько интересна, что писать о ней можно бесконечно. Д. П. Сабанеев в своем

труде отвел щуке 42 большеформатные страницы. По объему печатной площади, по спортивному достоин­ству и ихтиологической субординации среди 63 видов рыб, описанных в этой редчайшей книге, щука заняла второе место. У нее полосы тигра, желтые пятна пан­теры, а хищность волка сочетается со стремительностью гепарда. Весь ее сигарообразный вид говорит о боль­шой маневренности. Спинной и анальный плавники сдвинуты к мощному хвосту: будто три «ракетных дви­гателя», толкают они щуку вперед, позволяя мгновенно развивать большую скорость. Как живая торпеда, не­сется она за добычей, а на месте старта остается взве­шенное облачко мути.

Щука — рыба коварная, и снастей для ее ловли изобретено видимо-невидимо. Это кружки, поплавочные удочки, донки, спиннинги, «дорожка», подледное блес­нение, ловля на живца, летние и зимние жерлицы... Нет другой рыбы, на которую было бы столько охотников, как на щуку. Любительская или спортивная ловля этой рыбы интересна и увлекательна в любое время года.

В отличие от судака щука имеет широкую пасть и безразмерную глотку. Вынимая однажды из зубастой пасти крючок, я обратил внимание на слишком длинный язык. Присмотревшись внимательней, понял, что у щу­ки во рту не язык, а... плоский хвост налима. Голова и туловище налима переваривались в желудке, а хво­стовая часть ждала своей очереди. Как собиралась щу­ка проглотить моего живца, если ее глотка, как проб­кой, была закупорена налимом, осталось загадкой. Мо­жет как хомяк, носила бы его про запас за скулой?

В литературе есть немало сведений о необычайной жадности щук. Но они в основном явно преувеличены.

И все-таки вполне справедливо изречение: «На то и щука в море, чтобы карась не дремал...»

В рациональном рыбоводстве щука — выгодный, да­же полезный хищник. Питаясь больной рыбой, она слы­вет хорошим санитаром, а поедая сорную, мелкую ры­бешку, уничтожает конкурентов в питании для более благородных пород, позволяя тем самым крупным и здоровым рыбам расти быстрее и производить здоро­вое потомство. В то же время щука сама очень плодо­вита и принадлежит к числу промысловых рыб. Ее мясо признано целебным. Во Франции цены на молодую щуку настолько высоки, что считают выгодным скарм­ливать ей карпа. Ну, а рыболовам нет интересней объ­екта для спортивной охоты.

Щука растет быстро. Научные данные говсрят о том, что сеголетка может набрать вес до 200—400 граммов, двухлетки доходят до килограмма, а через три года щука уже становится солидной и весит полтора-два килограмма. Тащить такую на леске — уже приятно. На реке Воронеже между пунктами Вербилово—Сен­ное, на речке Излегоще частенько попадаются щуки ве­сом в 3—4 килограмма. Житель города Острогожска Николай Иванович Манаенков поймал щуку, длина ко­торой была больше метра. Около часа она не давалась в руки, с большой скоростью носила его вместе с рези­новой лодкой по озеру. А в музее Воронежского запо­ведника хранится чучело щуки, длина которой 1 метр 25 сантиметров. Выловлена она в Усманке, и, очевидно, представляет самый крупный экземпляр, пойманный в наших краях.

В судоходных реках щуки очень мало. Небольшие речушки с чистой водой типа Усманки, Битюга, Тихой Сосны, участки с тихим течением, глухие затоны, за­росшие подводной растительностью, старицы, поймен­ные озёра, заросли кубышника — вот излюбленные места ее обитания. Живет щука и во многих прудах, любит стоять под сваями бревенчатых мостов. Рек с быстрым течением, грязной водой щука избегает. Зимой ее нужно искать на глубоких участках. Перед нерестом она покидает зимние стоянки, мигрирует ближе к не­рестилищам.

Весной этот хищник подходит к берегу, на мелкие места, к перекатам, где охотится за пескарем, и жадно хватает любые блесны и живцов. Осенью, вслед за мелкой рыбой, скатывается в глубокие ямы. Здесь с началом листопада щука хорошо берет на живца. Но самый лютый жор наступает перед ледоставом, когда отомрет подводная растительность.

Щука — классический пример хищника. Это гроза местной заводи, хулиган и бандит. Известны случаи, когда щуки утаскивали под воду крыс, куликов. Круп­ные становятся утятницами, они способны глотать рыб в половину собственной длины.

Многие считают, что щук можно ловить только вес­ной, зимой и осенью. Это неверно. Щука активно кор­мится и в самое теплое время года, только поймать ее значительно труднее. Летом щука может схватить при­манку, если ее подбросить под крутой, подмытый бе­рег, к затонувшей коряге или к границе подводных за­рослей, где она всегда стоит в засаде, высунув из тра­вы голову. В июне буйно разрастается подводная рас­тительность, и щука переселяется в эти джунгли. Будет она там жить все лето, подсиживая и хватая свои жерт­вы из засады. Но рыболовы и здесь продолжают с успе­хом ее ловить, опуская живца в «окна» между заросля­ми лопушника, куги, рдеста, кубышника. А если где нибудь послышался всплеск и во все стороны «брызну­ла» мелкая рыбешка, пошли круги по воде, то это вер­ный признак: быть с добычей. Щука сама сообщает свои координаты — смело бросайте туда живца, навер­няка схватит зубастая!

После поимки хищника (одного, а чаще двух и бо­лее) через три-четыре дня это место занимают новые особи. Очевидно, такие «точки» на дне очень удобны Для засады. Или, как говорится, где щука пообедала, туда и ужинать плывет...

В некоторых книгах по рыболовству встречаются рассказы о том, как щука, прибегая к хитрости, стано­вится головой вниз по течению, хвостом ворошит грунт и мутит воду, приманивая к себе мелких рыбешек. Ско­рее всего, это чисто художественная гипербола. Почти всегда я плавал под водой только против течения, но ни разу не встречался с ней нос к носу. Еще издали щука обнаруживает себя с хвоста: как и все рыбы, под­руливая им, как веслом; она держится строго против течения. Очевидно, в силу своих гидродинамических свойств плавать задом наперед, тем более держаться против течения она не может.

Зимой щука не впадает в состояние оцепенения, как карась, карп и линь, ведет активный образ жизни, безжалостно истребляя сонную рыбу. Щука — один из главных объектов любительской ловли рыбы зимой. Ин­тересной и увлекательной.

Но чтобы зимняя рыбалка была успешной, нужно заранее позаботиться о местах ловли. На ямах, глуби­ной 8—10 метров набросайте веток с привязанными камнями или другим грузом. Только запомните границы участка, иначе вместо щук будете вылавливать соб­ственные корчи. Закоряженное дно создаст удобства для обитания рыбы, и вместе с тем это место становится недоступным для сетей и бредней браконьеров. В яму на зимовку скатится мелкая рыба, за ней последует и щука-санитар. Она будет следить за здоровьем стаи.

В таких местах стоит сделать лунку, опустить живца, и успех гарантирован.

Рыболовы делятся на две категории: активных и пассивных. Одни ставят живца в лунку, терпеливо ждут поклевку, и если щука охотится, она обязательно най­дет и схватит наживу. Другие, сверля лунки, «ощупы­вают дно водоема, и, если живец попадет щуке под рыло, последует хватка, даже когда она сыта по гор­ло. Так что иногда выигрывает терпение, иногда поиск и настойчивость.

С. Т. Аксаков в своей книге «Записки об уженье ры­бы» — первом серьезном труде о рыболовном спорте — писал: «Предупреждаю моих читателей, что хотя все, мною сказанное, будет совершенная правда, но легко может оказаться неудачным и даже безуспешным в ис­полнении. Не только в разных водах у одних и тех же пород рыб бывают разные вкусы и свойства, но в одной и той же реке нравы их изменяются с течением време­ни». Сказано это было более чем 130 лет назад. Но и по сей день это изречение остается в силе. Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что защитные рефлексы рыб постепенно совершенствуются. Так, доказано: щука раньше брала живца со стальным поводком, сейчас на стальной поводок надежды нет почти никакой: она кла­цает по нему зубами и зачастую бросает живца. Даже толстая леска порой не приносит успеха. Но на жилку сечением в 0,2—0,25 миллиметра с одинарным крючком отлично берут щуки весом до двух килограммов, но нужно большое искусство, чтобы вытащить рыбу на берег.

Ученые-ихтиологи предполагают, что больная, ране­ная или побывавшая на крючке рыба из своей Слизи выделяет так называемое «вещество испуга». Это веще­ство, растворяясь в воде, дает сигнал об опасности ок­ружающим рыбам. На этот сигнал реагирует щука и как хищник, и как санитар для уничтожения больной или слабой рыбы.

Летом щука не может догнать и схватить здоровую особь. Зимой же дело обстоит по-другому. Если поли­стать книгу Сабанеева, то у него можно найти утверж­дение о том, что мелкого живца щука глотает, как пи­люлю. Очень верно сказано. Могу добавить: иногда она глотает таких «пилюль» сразу целую пачку. Разогнав­шись, как торпеда, и раскрыв широко пасть, она вре­зается в косяк оцепеневшей молоди, захватив одним махом десяток и более мелких рыбешек. Зимой на крю­чок частенько попадается щука, желудок которой набит мальками. Надавите пальцем на ее брюхо, и она отрыг­нет все содержимое. Однажды я насчитал пятьдесят два малька, проглоченных троглодиткой, вес которой был всего один килограмм.

Если волка кормят ноги, то подводных хищников — зубы. У щуки они острые, кинжалообразные, очень по­хожи на волчьи клыки. И не зря говорят, что щуке в пасть лучше не попадаться: вмиг перекусит глотку! Но бывают дни, когда даже мирный карась, попавший ей на зубы, спасая свою душу, вырывается из этой страш­ной пасти. Правда, еле живой, изрядно помятый, но все-таки уносит свои плавники восвояси. В чем же дело? Почему в одном случае щука так клацает зубами, что чуть ли не пополам перекусывает свою жертву, а в дру­гом — мнет и шамкает, как старая шепелявая бабка? Может, зубы у щуки бывают тупые?

В некотором роде — да. Как известно, щука имеет большую и длинную голову с сильно выдвинутым рылом и широкой пастью, обе челюсти которой выступают да­леко вперед. На верхней челюсти, на языке и некоторых других костях ротовой полости находится множество мелких, как щетка, зубов, причем все зубы с направившем и уклоном острых концов внутрь, которые ука­зывают, что все попавшее на эти зубы должно идти только в ненасытную глотку. На нижней же челюсти, как забор, торчат только большие клыкообразные зу­бы — главное оружие речной акулы. Потому они и ост­рые, как бритва, и длинные, как нож убийцы.

В литературе по ихтиологии сказано, что зубы эти не постоянны. Они выпадают, заменяются новыми, а весь процесс в своей основе имеет приспособительное значение. Причем зубы выпадают не все сразу, а по­степенно: отслуживший определенный срок зуб отми­рает, а рядом появляется другой. Новые зубы у щуки поначалу мягкие, хрящеватые, еще плохо приросшие к челюстям, и держатся только за счет десны. Трудно ска­зать, что испытывает щука в это время: боль или не­удобства? Но одно точно: «молочные» зубы качаются во все стороны и, конечно, удержать в пасти свою жерт­ву хищнику очень трудно, ибо рыбка, оказавшись перед фактом смерти (как и все живое), отчаянно сопротив­ляется и зачастую добивается свободы. Тому приме­ром — частые случаи поимки мелких рыб с колотыми, рваными и резаными ранами, с ободранной чешуей, эти факты дают основание считать, что в период смены зу­бов хищники всё-таки охотятся за рыбами, но удержать в пасти могут далеко не каждую жертву, хотя челюсти сжимают очень сильно. У меня был случай, когда круп­ная щука, схватив живца, согнула вместе с ним и двой­ной крючок.

Как охотничьи трофеи, я долго собирал щучьи че­люсти от пойманных мною рыб (хотел сделать из клы­ков ожерелье). На этих челюстях видел много молочных зубов, они всегда чередовались через один с крепкими, но ни разу не находил ямок от выпавших. Щучьи клы­ки всегда надежно прикреплены к челюстным костям, словно приварены электросваркой — намертво и навеч­но, и не похоже, чтобы они смогли когда-либо выпасть, потому что, даже будучи вываренными в кипятке, оста­вались такими же крепкими. Очевидно, по мере увеличения размера щучьих челюстей с годами увеличивается и количество клыкообразных зубов. Это уже не щука — это «младшая сестрица крокодила»! Потому и не слу­чайна народная мудрость: «Не надейся, карась, что щу­ка зубы, меняет...» У нее почти всегда хороший аппетит, а если она и сыта, то все равно кидается на жертву и, задушив ее, бросает. Таков ее хищный, жестокий и бес­пощадный нрав. А если и зубы меняет — то всегда най­дется в запасе с десяток крепких клыков...

Совет: если щука взяла мелкого живца, не нужно ждать, пока она заглотнет. Подсечку можно сделать че­рез несколько секунд после хватки. Заглотив живца вместе с крючком и почувствовав его, она может от­рыгнуть все обратно. Самая надежная засечка, когда тройник или одинарный крючок в ее большой и хряще­ватой пасти попадет «за скуло». Тут уж она никуда не уйдет, кроме как головой из лунки и на сковороду...

Живца (плотвица, елец, ерш, пескарь, окунек) на­саживают за губу, продев жало крючка через ноздрю рыбешки. И вот почему: при насадке живца за спинку или под верхний плавник щука очень редко берет его хотя многие считают, что живет, посаженный таким об­разом на снасть, будет находиться в естественном по­ложении. На самом же деле он плавает по кругу, боком или кверху брюшком, стараясь освободиться от крючка, а течение крутит его, как вертушку. Попадая поперек струи воды, живец сгибается чуть ли не пополам, стано­вится парализованным в своих движениях.

Насаженного за губу крупного живца пускают над самым дном или вполводы. Заметив поклевку, неопыт­ный рыболов спешит подсечь, дрожащими руками хва­тает леску и... вырывает приманку из пасти щуки или же рвет ноздрю у рыбешки, а щука, не сказав спасибо за угощение, уходит восвояси...

Здесь нужны выдержка и терпение. Щука обычно берет живца поперек, при этом боковые резцы ее пасти всегда вонзаются в рыбешку около жаберных крышек, где расположено сердце. Выждав, пока жертва переста­нет биться, щука начинает обрабатывать ее: частично сдирает чешую, поворачивая головой в свою глотку, но не жует, глотает целиком! Если в этот момент выбрать слабину лески (схватив живца, щука отходит недалеко) и несильно натянуть ее, то пальцами можно почувство­вать подергивания (леска телефонирует). Леску нужно держать слегка натянутой до тех пор, пока не кончатся подергивания. Это означает: щука заправила живца в глотку и сейчас пойдет прочь. Тогда и нужно сделать сильную, резкую подсечку, чтобы крючок надежно вонзился в ее жесткую пасть. И тащить без проволочек, иначе щука опомнится от толчка и окажет сильнее со­противление.

Повадки у щук разные; крупная живоглотка, смотав немного лески, Ложится на дно и некоторое время дрем­лет, как удав; мелкая, схватив живца, долго держит в пасти, как бы раздумывая: по зубам ли? Мечется с ним, даже прыгает из воды, разматывая весь запас лески. Бывают дни, когда щука хорошо берет живца любой масти и совсем не реагирует на металлические приман­ки, а случается, наоборот: кидается только за быстры­ми, колеблющимися блеснами, живца же игнорирует.

Но самая увлекательная ловля щуки — летняя лов­ля на живца. Вот живец посажен на крючок, вот он заброшен в воду, поближе к зарослям, и поплавок, рас­пуская концентрические круги, резво гарцует на воде. Вот от него полетели брызги: цок — и он исчез в таин­ственной зеленой толще. Поклевка — леска шуршит по кольцам: щука тянет живца в свою вотчину...

Однажды я засек огромную щуку. Это была, навер­ное, прабабушка, но она вышла победителем в жесто­кой борьбе. Сначала у меня не выдержал мощный бам­буковый конец донной удочки, затем она оборвала до­вольно толстую леску. Но я ее видел: длина была около метра.

Не зря говорят, что самая крупная рыба — это та, которая сорвалась с крючка.

Потому и жива еще мечта...
Категория: Рыбы наших водоемов | Просмотров: 1139 | Добавил: fisher | Теги: рыба, Щука | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]