Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 19.05.2024, 08:56
Главная | Мой профиль | Выход | RSS
 

Интересно

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Календарь

«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

смотрим

Поиск

Форма входа

Главная » 2011 » Ноябрь » 24 » Сазан
22:12
Сазан

САЗАН

 

Король царства рыбьего! С розовыми усами и жел­тым брюхом. Словно потемневшая кольчуга, чешуя на богатырском теле. Умен и сообразителен; хитер, как лисица; силен, как лошадь; флегматик — на свободе, зверь — на крючке. И нет выше чести, нет большего счастья для рыболова, чем поймать эту сильную рыбу. Потому-то ловля сазана полна ювелирной тонкости, во многом зависит от личных качеств спортсмена, его вы­держки, хладнокровия и умения в совершенстве владеть снастью. Потому ловля сазана является высшим мастер­ством ужения речной рыбы. е>то страсть, искусство, удо­вольствие...

По-казахски «саз» — ил (грязь), «ан» — животное. Следовательно, «сазан» — рыба, предпочитающая или­стое дно. За свою мудрость в Японии сазана величают отцом рыб, а о хитрых и умных людях говорят: «Умен, как сазан». Среди подводных долгожителей сазан дер­жит далеко не последнее место и, благодаря своей все­ядности, быстрому увеличению привеса, в спортивном рыболовстве занимает тяжеловесную категорию, дости­гая 2—3 десятков килограммов.

Л. П. Сабанеев сообщает, что в реке Воронеже был пойман сазан-гигант; 4 пуда 10 фунтов. А «пудовые и полупудовые сазаны, — пишет далее автор, — встре­чаются у нас во многих больших и малых реках... и не составляют диковинки». Вообще Сабанеев частенько упоминает реку Воронеж, когда речь заходит о такой солидной рыбе, как сазан или сом. С большим увлече­нием читаешь эти страницы, написанные с огромным знанием дела.

Но золотое время чистой воды и богатых речных уло­вов давно миновало: мелеют реки, исчезает сазаны, и вместе с ними и сазанятники. А издревле Дон был красен сазанами могучими, славился великий Дон и рыбо­ловами умелыми. Таким рыболовом, например, был М. А. Шолохов. И, как говорил сам Михаил Александ­рович, сазана может поймать только усидчивый чело­век: портной, сапожник и... писатель.

Нужно сказать, что М. А. Шолохов был одержимый рыболов, особенно страстно, с ревностью относился к ловле сазанов. Вот какую «гневную» записку написал он однажды одному из сазаньих «асов» на Дону, когда тот, видя Шолохова загруженным работой, прислал ему в подарок сазанов: «Дорогой Виктор Лукич! Большей обиды ты придумать не мог! (Разрядка наша. — М. К-)- Разве можно рыбаку, который не мо­жет пока ловить, присылать сазанов!.. Брошу к черту все дела и завтра еду рыбачить. А сазанов возвращаю. Посылаю пачку папирос. Завтра будешь сидеть, заку­ришь, когда клева не будет, и вспомнишь о товарище. Привет. М. Шолохов». И как солнце в капле росы, от­ражается свет шолоховского сердца, наполненного не­изменно верностью светлому чувству дружбы и това­рищества, человечности и доброты, в следующем по­слании: «Дорогой тов. Гулага! — обращается писатель к нему же. — Я завтра не поеду рыбачить. Езжай и са­дись на мое место (два раза привадил и за два дня поймал 3 и 2 сорвалось); приметы следующие: против стоит веник бакенщика, скрыты рядом две скобы. Ставь лодку на верхнюю по течению, ниже цепа. Желаю уда­чи. М. Шолохов».

Сейчас крупный сазан — редкость, но некоторым счастливчикам, хоть раз в сезон, да выпадет счастье побороться с этим могучим существом. Так, например, на российском конкурсе «Рекордные рыбы года» призовое место занял сазан, который был пойман под Во­ронежем. Его вес — 13,4 килограмма. Поймал рекорд­ную рыбу каменский рыболов В. Бакулин. В послевоен­ные годы Дон и Воронеж еще славились сазаньими ме­стами. На Дону это были Гремяченская прорва, Черный Яр, брал сазан и под Чернышовой горой, на Вороне­же — знаменитые ямы Аринкина и Голодная, Чериаз- ский и отроженские мосты, Обливы, Радчино.

В городской черте — под сваями Чернавского мо­ста, наведенного саперами из бревен, под затонувшими железобетонными обломками взорванного, под плота­ми, которые всегда закрывали половину поверхности реки (сюда в то время еще сплавляли лес), — водились огромные сазаны, пудовые сомы, лещи величиной с поднос, плотва и красноперка. А поверху гуляли косяки полуметровой чехони. Здесь и сидели воронежские сазанники — люди с сильными руками и крепкой выдерж­кой. Сидели день, два, три... неделю, вторую. Эти лю­ди — фанатики: им не нужна другая рыба, подай толь­ко сазана! И когда это случалось, когда засеченный гигант, как лошадь, гнул в дугу удилище, а леска в кровь резала руки и срывала с пальцев кожу, когда утлая лодчонка ходила ходуном, а под мостом развора­чивалась напряженная борьба, деревянные перила на мосту превращались в трибуну для зрителей. И чем крупнее был сазан, тем продолжительнее шла борьба, тем больше собиралось зевак, и перила моста под их напором угрожающе трещали.

Но в конце концов укрощенный сазан попадал в огромный подсак, рыболов запихивал его в лодку — под «банку», садился на рыбу верхом, и сазан, лежа в воде, просочившейся через днище, жадно чмокал круглым ртом да беспомощно бил хвостом, разбрызги­вая теплую воду.

Я тогда был мальчишкой. Сидя на бревенчатых «бы­ках» (так мы называли ледорезы, предохраняющие деревянный мост от разрушения з половодье), я ловил жадную чехонь и, лопаясь от белой зависти, наблюдал за действиями счастливого сазанника...

А начинать нужно с привады, на худой конец — с прикормки. Это одно из важных условий. Сазан оби­тает под речными крутоярами, в завалах и крепях, где рыболову, не имеющему лодки, невозможно иногда и присесть, а порой и некуда снасть закинуть. Поэтому привада делается в более удобных местах, но непре­менно на проходных тропах сазана. Хорошо приважи­вать в тех местах, где на вечерних и утренних зорях, словно играя в волейбол, поочередно выпрыгивают и плюхаются в воду огромные, как поросята, золотистые сазаны. От таких всплесков и крутых расходящихся .волн у любого рыболова глаза круглыми сделаются. И не уйти ему отсюда никуда.

Для прикорма пригодны жмых, пшенная каша, ва­реный картофель, навозные и водяные черви: сазан, как поросенок, все поедает. Корм должен лежать на дне. 8 зависимости от силы течения он замешивается с гли­ной, опускается в сетчатой кормушке или просто раз­брасывается в намеченном месте ловли. Чтобы не при­влечь мелкую рыбу, особенно плотву и калинку, корм лучше всего бросать ночью. Иногда делают «соску». В марлевый мешочек помещают пшенную кашу с рас­паренным- жмыхом и опускают на дно. У сазанов от­личное обоняние, они быстро находят приманку, сосут сквозь марлю, но насытиться не могут, и, возбудив аппетит, рыщут по дну, встречая насадку на крючке.

Приваду, как правило, делают в нескольких удоб­ных местах и после поимки одного сазана меняют ме­сто ловли.

Лучшей насадкой считается пшенная каша. Суще­ствует много способов приготовления каш. Они доста­точно описаны,, и не повторяясь, добавлю: чтобы каша не пригорела, запаривайте ее в «водяной бане», поста­вив снадобье в кастрюлю с кипящей водой.

Сазанов ловят на молодой недоваренный картофель, его подбирают по величине крючка и рыбы, которую со­бираются ловить. Картофельная насадка тем и хороша, что на нее не позарится ни одна мелкая рыба. Далее следуют конопляный, подсолнечный жмыхи, катыш бе­глого хлеба, тертое тесто, «пышка» специального при­готовления; из животных наживок — черви: навозные, выползки, подлистники, водяные (особенно результатив­ны весной и осенью).

Лучшей снастью для ловли сазанов оказалась донка, или так называемый способ ловли «на глухую», где поклевка определяется по кончику удилища. Сазан очень осторожен, поэтому на поплавочные удочки бывает меньше поклевок: он хорошо видит вертикально вися­щую леску и отходит от приманки; а часть лески дон­ной удочки всегда незаметна, она лежит на дне, теряет­ся в иле и растениях.

«Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать» — любимая поговорка сазанятников. Голодный сазан с ходу берет насадку, резко топит по­плавок или гнет кончик донной удочки — «прижимает». И беда, если рыболов задремал или отвлекся, а удили­ще не закреплено... Но в основном сазанья поклевка чем-то напоминает поклевку линя: он пробует, нюхает, сосет, теребит насадку, бросает ее и снова берет в рот. Такая дегустация повторяется несколько раз, после че­го следует решительная и энергичная потяжка. Вот тут-то и надо подсекать!

Удилище должно быть мощным, упруго-гибким, обя­зательно оснащено катушкой. Грузило подбирается по силе течения, и если течение большое, то тяжелое гру­зило делают скользящим.

Крючки особые — сазаньи. Они повышенной проч­ности, каленые, кованы, поддев должен немного пружи­нить, жало — сверхострое, бородка — широкая, зацепистая. Размеры крючков подбираются соответственно насадке и предполагаемой рыбе, на которую будет вес­тись охота.

Главная, очень важная деталь сазаньей снасти — катушка большого диаметра, с хорошим, бесшумным тормозом. Ибо давно доказано: чем толще леска, тем меньше сазанов. Подводный рыцарь ведет бесстрашные бои за свое освобождение, показывая примеры ловко­сти и отваги. Далеко не каждому спортсмену выпадало счастье сдержать рывки этой буйной рыбы. А тонкую леску засеченный сазан разделывает «в пух и прах». Вот здесь-то и сыграет свою роль катушка с леской диаметром 0,4—0,6 миллиметра, длина которой долж­на быть не меньше 100 метров. Умело играя такой снастью, опытный рыболов вовремя может «парировать» мощные рывки осатаневшей рыбы, а при ослаблении натиска быстро подмотает леску на барабан катушки и так, утомив рыбину длительной борьбой, возьмет ее в подсак, который должен быть изготовлен из хороше­го обода диаметром среднего бочонка и с глубокой мот­ней. Подсачивать сазана — не бабочек ловить. Сетку с ободом заблаговременно опускают в воду и заводят на уставшего сазана снизу, с хвоста, но ни в коем слу­чае — с головы. Завидев свою погибель, сазан собирает последние силы и зачастую добивается свободы. Зава­лив сазана в подсак, нужно немедленно подвернуть мотню вокруг обруча или рукояти, на которой он за­креплен, и только так — волоком — тащить рыбу в лодку или на берег.

При вываживании сазана нужно быть предельно собранным, готовым ко всему. Передние лучи спинного и анального плавников ни дать, ни взять — лобзиковые пилки. Это грозное оружие против врагов, первыми из которых являются рыболовы. Попавший в беду сазан делает неожиданные финты: как дикий мустанг, крутит­ся на одном месте, стараясь подхватить и пересечь своими лучами леску или распороть ячейки бредня, и зачастую остается непокоренным.

В 1964 году городское общество «Рыболов-спортсмен» для пополнения речных запасов рыбы приобрело на свои средства пять тысяч двухгодовалых гибридов карпа, скрещенного с амурским сазаном. Рыбу выпу­стили в Радчинском затоне, а для изучения миграций сазана совместно с научными работниками кафедры ВГУ две тысячи сазанчиков закольцевали. Через десять дней в университет поступили первые сообщения от ры­боловов области. Часть рыбы, скатилась вниз по Во­ронежу, вошла в Дон и пошла вниз по реке. Под Пав­ловском был пойман первый закольцованный сазан, перекрывший за десять дней расстояние в триста кило­метров. Второй попался на удочку под Липецком, под­нявшись вверх по течению реки Воронеж. Так что са­заны, оказывается, еще и большие путешественники.

Зимой сазанов не ловят: подобно сомам, они скаты­ваются в ямы и стоят в оцепенении. Это одна из самых живучих рыб: сазан, посаженный на кукан (каждый отдельно и подальше от приваженного места), живет очень долго. Хорошо сохраняется в корзине. С мокрой травой.
Категория: Рыбы наших водоемов | Просмотров: 1356 | Добавил: fisher | Теги: рыба, Сазан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]